Песняры «Касiў Ясь канюшыну»
Одной из самых популярных ваших групп когда-то были «Песняры». Песню «Касіў Ясь канюшыну» можно сделать роковой, но во всех версиях, которые я слышал, аранжировки никуда не годятся. Во-первых, нет барабанов. Да, они используют электрогитару, но здесь нет рок-н-ролльного бита. А если в песне нет ударных, то это просто народная музыка. Есть английские фолк-бэнды, которые звучат очень похоже, но это, скорее, электро-фолк. Отдайте мне эту песню на мастеринг — я подниму им басы и добавлю ударника! Вообще, с музыкой есть одна интересная штука. Когда мы учим историю музыки, то понимаем, что, к примеру, стиль кантри был музыкой для бедных белых, а блюз — для бедных черных в Америке. Я думаю, у вас просто нет шанса делать такие же вещи: не может быть белорусского кантри или белорусского блюза. Я уверен, что множество музыкантов вообще не знают, с чем им идентифицироваться, что брать за основу: блюз, кантри или рок. В итоге получается не блюз и не рок-н-ролл.
Ляпис Трубецкой «Капитал»
Следующей песней, которую я услышал, был «Капитал» группы «Ляпис Трубецкой». Я удивился, что это постсоветская запись, потому что она звучит так, будто была записана в 70-е, в соседней студии с «Песнярами». Трек тоже не был сведен, тут напрочь отсутствует понятие мастеринга. Звучит так, будто ребята просто пошли в комнату, сыграли и записали то, что получилось. Я бы назвал этот стиль роком, правда, хорошая роковая песня не имеет настолько большого количества слов. Уверен, это истории о чем-то важном. Когда я слушаю белорусскую музыку, вспоминаю Боба Дилана и оборудование 60-х. Не нужно смеяться: эта музыка была могущественной — она остановила войну. Но музыка — это музыка, а слова — это слова. Некоторым людям просто нравится мелодия. Они не хотят слушать подробный план в песне, куда им идти и что делать. А белорусские музыканты не оставляют ни одного шанса тому, кто не понимает их языка.
Наталья Куницкая «Smisl» (из сольного проекта «Mustelide»)
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/5026/temp.png)
Женский голос хорош. Но музыка звучит механически и совершенно не гибко, что чем-то напоминает работу часов: тик-так-тик-так. Может быть, трек записан с использованием MIDI (musical instrument digital interface), но без микрофонов, потому что в итоге все звучит не так, как реальная группа. Сам звук словно бы идет из синтезатора, куда добавлены различные инструменты. Разумеется, я не понимаю ни слова, хотя и без понимания запись рождает довольно радостное ощущение.
Super Besse «Приказано забывать»
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/5027/temp.png)
Хм! Парни тоже звучат механически и довольно последовательно, но с такой измененной гитарой, как ранние German Electronic. Вокалист звучит абсолютно одинаково в каждом треке, который я слушал. Напоминает британскую группу из 80-х, которая называлась Happy Monkeys band. Эти музыканты мне не понравились абсолютно, и опять же речь о полном отсутствии мастеринга. Звучит так, будто записано на коленке: дело явно не в студии происходит.
Shuma. Remixes EP
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/5028/temp.png)
Первое, что я послушал, был трек Remixes. Звучит нормально, ну, достаточно нормально. Забавно, что ремикс был сделан другой группой и звучит он лучше, чем оригинальные треки. У этой другой группы чувствуется средне-восточный ритм, и если бы я не знал, что это белорусская музыка, я бы подумал, что ее родина — Казахстан. Остальные песни менее интересны. Разве что трек Meditation — но опять же сделано без особенного профессионализма. Поясню: голос у вокалистки хороший, но тот, кто записывал вокал, делал это плохо. Звучит очень рыхло, может быть, использовались дешевые микрофоны, может, неправильные техники. Неплохой голос записан крайне неудачно.
Port Mone. River
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/5029/temp.png)
Эта группа мне понравилась больше всего. Они создают звучащее пространство и, кажется, продакшн намного лучше, чем у всех остальных. Парни знают, как создать атмосферу, заполненную звуком. Когда есть атмосфера, уже не важно, что за песня — ты понимаешь, что перед тобой музыканты. И это при том, что я не люблю аккордеон. Вообще, сам инструмент ассоциируется с эмигрантами из Восточной Европы: скажем, венгры постоянно тащили свои аккордеоны в США. Западной музыке аккордеон совершенно не свойственен, и в каких-то треках Port Mone он звучит слишком шумно и громко. Несмотря на это, мне понравилось большинство треков, которые я послушал, и даже песня, где с группой поет девушка. Не похоже, чтобы она у них в группе постоянно, думаю, просто приглашенная вокалистка, потому что в целом Port Mone звучит как инструментальное трио. Я бы назвал их стиль скорее ambient, но не современным. В принципе, такую группу на концерте ты не выдержишь, лайв саунд они не смогут делать, потому что это будет скучно. Думаю, группа Port Mone могла бы делать отменные саундтреки для фильмов.
Я не очень люблю критиковать музыку, потому что у всех музыкантов могут быть как удачные, так и неудачные записи — это ведь творчество. Интересно, что мы можем много узнать о культуре страны, слушая слова. Когда я слушаю арабский рэп, который пишут мне студенты, я всегда могу понять, что они хотят от жизни. Один парень написал, что он хочет белую женщину и крутой спорткар — это все, что ему надо, он будет чувствовать себя абсолютно успешным. Вот в такой свободной подаче текста вылазит то, что человек на самом деле думает.
Скажу банальность: музыка — это довольно сильное оружие. Есть классическая история про времена короля Джона, который в какой-то момент стал воплощением зла — люди начали слагать песни о том, насколько плох король. Так в 14–15 веке распространялась информация. Я думаю, это самая важная штука, которая может произойти с песней.